Нарушения речи

Опубликовано: 25-11-2017

Дислалия — это нарушение звукопроизносительной стороны речи при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Выделяют механическую и функциональную дислалию.
Причиной механической дислалии может быть короткая подъязычная уздечка, не позволяющая языку высоко подниматься, чего требует произношение определенных звуков. Проблема эта решается достаточно просто – уздечку надрезают. Процедура эта быстрая и практически безболезненная. Также, механическую дислалию может вызывать неправильное строение челюсти и зубов. Например, когда нижняя челюсть выступает вперед, нет смыкания между челюстями, верхняя челюсть выступает над нижней.
К функциональной дислалии может привести «сюсюкание», неправильное произношение взрослых, косноязычие родителей. Также она может возникнуть в том случае, если родители уделяют малышу недостаточно внимания, не следят за его речью.
Дизартрия – это нарушение речи, которое возникает вследствие поражения различных участков головного мозга или нарушения иннервации голосовых связок, мышц мягкого нёба, лицевых и/или дыхательных.

Основные проявления дизартрии:

Паретичность мышц органов артикуляции: углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находится на дне рта, вялый, кончик языка мало активен. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность мышц: лицо амимично, мышцы напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы. Проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.
Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастике (при удержании позы, переключении с одного упражнения на другое)
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение), отмечаемое во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну.
Звукопроизношение при дизартрии характеризуется смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, т. е . те же варианты, что и при дислалии . Звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных .
Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При чтении стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.)
Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.
Выделяют так называемую стертую форму дизартрии. Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Проявляется стертая дизартрия в стойких расстройствах звукопроизношения и просодики речи, возникающие вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Наиболее распространенными случаями, которые могут привести к возникновению и развитию дизартрии у ребенка, являются:
— Инфекции острого и хронического характера во время беременности;
— Кислородное голодание;
— Интоксикации и токсикозы беременности;
— Несовместимый резус — фактор;
— Различные травмы во время беременности и родов;
— Недоношенность;
— Асфиксия;
— Инфекционные заболевания в первый год жизни ребенка;
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств, при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.
Симптоматика алалии достаточно многообразна и не ограничивается нарушением только речевой функции. Характер синдрома зависет от локализации и тяжести органического поражения, от общего соматического состояния ребенка, его возраста, интеллектуальных возможностей, окружающей среды. Синдром алалии составляют неврологические, психопатологические и речевые симптомы.
Неврологическая симптоматика: может иметь как выраженный, так и стертый характер. Возможны нарушения тонуса некоторых групп мышц, спастичность, паретичность, односторонний птоз, горизонтальный нистагм и др. Иногда выявляется синдром ММД.
Одними из наиболее часто встречающихся при алалии неврологическими симптомами являются апраксия и агнозия.
Апраксия — расстройство произвольных движений. Ребенок затрудняется в выполнении какого-либо действия, требующего дифференцированных движений пальцев, по подражанию не может выполнить каких-либо артикуляционных движений (характерно для моторной алалии).
Агнозия — расстройство узнавания (могут быть как зрительные, так и слуховые). Имеют место при сохранности у ребенка элементарной чувствительности (слух, зрение). При слуховой агнозии ребенок в тяжелых случаях не различает, не соотносит с предметом никакие звуки. В более легких случаях слуховая агнозия проявляется в нарушении дифференциации акустически сходных звуков речи.
Зрительная агнозия в случае грубого поражения выражается в невозможности зрительного узнавания предметов, в более легких случаях проявляется избирательно (нарушение дифференциации предметов по цвету, форме, величине, нарушение дифференциации геометрических фигур, не узнавание цифр и букв, различные комбинации вышеперечисленных нарушений). В ряде случаев у детей с алалией наблюдается астериогноз (нарушение узнавания на ощупь).
Психопатологическая симптоматика: проявляется в отклонениях от нормы в развитии сенсорных функций (зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильно-двигательных ощущений). Также наблюдаются отклонения в формировании, развитии и протекании психических процессов (памяти (особенно страдает слухоречевая память), внимания (слуховое внимание), мышления (интеллектуальное развитие детей-алалликов в известной мере лимитировано состоянием речи)).
Речевая симптоматика выражена разнообразно, что обусловлено системностью нарушения речи при алалии. Страдают все стороны речи. При любой форме алалии нарушается как импрессивная, так и экспрессивная речь.
Фонетическая сторона: не формируется звуковой состав речи, характерно грубое искажение звуко-слоговой структуры слов, не развиты фонематические функции (ребенок длительное время затрудняется с дифференциацией звуков).
Лексика очень бедная, пополняется медленно, характерны замены слов по различным признакам, трудности актуализации словаря.
Грамматический строй речи: дети медленно, дефектно овладевают словоизменением и словообразованием, используют простую фразу, в речи выраженные стойкие аграмматизмы. Сложными синтаксическими конструкциями дети самостоятельно не овладевают.

Заикание, сложное речевое нарушение, проявляющееся расстройством нормального ритма речи, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов.
Наиболее часто встречается функциональное заикание, когда не отмечается каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Но может быть вызвано и органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.). Как правило, заикание возникает у детей в раннем возрасте (от 2 до 5 лет) в период формирования развёрнутой обобщённой фразовой речи. В группе риска находятся легко возбудимые, нервные дети. Различают три формы заикания по типу судорог, периодически возникающих в различных отделах речевого аппарата. Наиболее ранняя и лёгкая — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги слова. Со временем она нередко переходит в более тяжёлую — тоническую, когда в речи появляются длительные остановки в начале или в середине слова. Встречается так же смешанная форма заикания. Иногда к судорогам мышц артикуляционного аппарата во время речи или перед её началом присоединяются судороги мышц лица, конечностей. Эти, т. н. сопутствующие, движения также являются непроизвольными, насильственными.
Одной из причин функционального заикания являются чрезмерно высокие требования, предъявляемые к речи детей, одновременное изучение нескольких языков. Часто заикание возникает у детей с недоразвитой речью, когда у них не хватает запаса слов и грамматических средств, для выражения мыслей. Возникновению заикания способствуют нервные перегрузки, испуг. Так же, заикание может появиться в результате подражания.

Ваш email не будет опубликован.