Речевое воспитание

Опубликовано: 25-11-2017

Речь — это наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. Речь возникает, как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. Что же мы, родители и педагоги, должны сделать для того, чтобы ребёнок успешно справился с этой сложной и интересной задачей – овладением речью?

— Машина — би-би! Би-би! — то смеясь, то серьезно говорит мать, наклоняясь к четырехмесячному сынишке, и он отвечает радостным гулением. И почему то обоим — и матери, и малышу так весело? Да потому что в первые шесть месяцев жизни ребенок нуждается именно в эмоциональном общении со взрослыми.
В этот период в разговоре с ребенком важно не содержание, а веселая интонация, улыбка — это вызывает у малыша оживление и усиление голосовых реакций.
Уже после шести месяцев одной эмоциональности в обращении с ребенком оказывается мало: теперь надо учить его понимать некоторые слова. Малышу показывают куклу иназывают ее «Ля-ля!», показывают нос, глаза и так далее и все это называют. Называть надо тот предмет, на котором сейчас сосредоточено внимание ребенка, тогда нужные условные связи возникнут быстро и будут прочными.

В возрасте около года мы уже стараемся добиться повторения слов. Ребёнок тянется к предмету. «Это чашка, чашка!» — говорит мама, показывая и давая подержать то, что его заинтересовало. Малыш повторяет за ней: «Тя-сь… тясь!» Это повторяется много раз, и вот он сам, без подсказки, показывает на чашку и говорит: «Тясь! Тясь!» Годовалая Катя вырывается из рук бабушки на пол. «Катя хочет топ-топ?» — спрашивает бабушка и ставит девочку на пол, давая ей переступать ножками: «Топ-топ! Катя топ-топ!» Через какое-то время Катя уже сама заявляет о желании походить по полу словами: «Топ-топ!»
Для того, чтобы добиться от маленьких детей ответа, нужно говорить только о том, что они сами видят, чем заняты.

Очень важно создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами. Подчас приходится наблюдать,что его желания предупреждаются прежде, чем он успеет их выразить словами. Только он потянется к заинтересовавшему его предмету — мама или бабушка сейчас же подают ему желаемое. Ребёнок берет маму за руку и тянет в сторону двери: «Малыш гулять хочет?Сейчас пойдем». В таких условиях у ребёнка не возникает необходимости пользоваться речью: взрослые все скажут за него сами — и он не будет пытаться говорить. Зачем же малышу утруждать себя разговорами, если окружающие все угадывают и делают сами, даже не дожидаясь, чтобы он как-то отреагировал на их слова?
Надо иметь в виду также, что ребенок конца первого — начала второго года жизни может повторить за взрослым лишь легкие, короткие слова, преимущественно кончающиеся гласным звуком. Поэтому на первых порах допустимы звукоподражательные простые слова: «ава», «киса» и другие.

Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки были четкими, а ритм речи не слишком быстрым: ведь мать, отец, работники детского учреждения не просто говорят, — они дают детям материал для подражания.
Если речь кого-то из ухаживающих лиц имеет дефекты (картавость, шепелявость, заикание), то эти дефекты станут воспроизводиться и ребенком, избавиться от них в дальнейшем будет очень трудно. Поэтому ухаживающие за детьми люди должны постараться избавиться от недостатков своей речи.
Когда вы разговариваете с ребенком, не говорите зря. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что мама или бабушка непрерывно говорят с малышом, и, конечно, он устает от этого и уже не слушает. Речь взрослого в таком случае становится чем-то вроде звуков постоянно включенного радио — их уже не замечают.
Это относится и к старшим детям. Не тратьте слов напрасно: говорите ребенку только то,что нужно и когда нужно.
В беседах с детьми родители стараются обычно дать как можно больше сведений, заботясь о развитии ребенка. Но и в этом нужно известное чувство меры. Нельзя перегружать ребенка массой сведений — здесь необходима система и последовательность. При этом не надо давать все в готовом виде, нужно, чтобы ребенок попытался сам догадаться кое о чем, а для этого задавайте ему наводящие вопросы. Активность малыша — основное условие его полноценного развития…
Итак, в разные периоды развития ребенка перед родителями и воспитателями стоят разные задачи. Давайте очень коротко подведем итог. На любой стадии развития речи ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. На самом раннем этапе — главное, в чем должно заключаться участие взрослых, — это создание положительного эмоционального фона.
Далее необходимо несколько раз в день по 3-5 минут разговаривать с малышом, соблюдая следующие условия: ребенок должен видеть лицо говорящего, взрослый говорит четко и не быстро, говорит, наконец, о том, что сейчас привлекло внимание ребенка, что он делает. Как при обучении ребенка называнию предметов, так и при формировании у него понятий, нужно заботиться о том, чтобы малыш не был пассивным слушателем, чтобы он имел возможность действовать с предметами; необходимо также добиваться его словесных реакций.

Малышам нельзя сразу давать словесные инструкции общего характера, которые подразумевают цепь действий. Сначала нужно давать инструкцию к каждому действию («засучи рукава», «открой кран», «возьми мыло» и т. д.) и лишь затем переходить к многоступенчатым и общим инструкциям. У детей старшего дошкольного возраста следует развивать способность правильно реагировать на инструкции общего характера, иначе в школе дети окажутся в трудном положении.

Необходимо помнить, что по мере того, как ребенок растет и развивается, нужно усложнять то, что мы ему говорим, и по содержанию, и по форме. Двухлетнему малышу показывали — вот собачка бежит, вон птичка летит, рассказывали сказку о курочке-рябе, давали ему инструкции к каждому действию и показывали их. С пяти-шестилетним ребенком следует обсуждать преимущества одного телевизора перед другими, планы на выходной день и давать ему инструкции, требующие выполнения ряда действий.

Ваш email не будет опубликован.