Нарушение устной речи

Опубликовано: 25-11-2017

Нарушения устной речи могут быть разделены на два типа:
1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи
2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:
а) голосообразования,
б) темпоритмической организации высказывания,
в) интонационно-мелодической,
г) звукопроизносительной организации.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфоиия (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Синоним: брадифразия.
Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи
Синоним: тахифразия.
Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.
При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: Косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.
Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения про¬изношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.
При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии — функциональный.
Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата — в любом возрасте.
Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.
Проявляется в патологическом изменении тембра голоса,
который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различая степень проявления дизартрии.
Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции других мозговых заболеваний.

II. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Синонимы: дисфазия, ранняя детском афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).
Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается, не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, граммагических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) пре- имущественно страдает.

2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

При каких заболеваниях возникает нарушение устной речи:

Самыми распространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения звукопроизношения:
— неумение произносить тот или иной звук;
— замена одного звука другим;
— искажения имеющегося звука.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические, центральные поражения мозга и органические периферические причины (поражение органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).

Механическая дислалия может зависеть от нарушений костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные дефекты периферического речевого аппарата:
— несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба;
— массивные и короткие подъязычные уздечки;
— изменения формы и относительной величины челюстей;
— патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей.

Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата бывают вследствие раздробления костей и разрыва мышц (с последующими рубцами), в результате челюстно-лицевых травм. Эти нарушения могут возникнуть в любом возрасте.

Выбирая методы обучения для детей с нарушениями устной речи, необходимо учитывать, что 3 последних дефекта часто являются лишь предрасполагающим моментом к появлению дефектов звукопроизношения, так как у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные пути компенсации такого дефекта.

Функциональные причины М.Е. Хватцев объясняет учением И.П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал тесное взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин.

Под социально-психологическими причинами речевых нарушений он понимал различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

К психоневрологическим причинам  нарушений речи были отнесены умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

Достижения последних лет в области биологических, медицинских и других наук о человеке позволили более полно показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) причин в возникновении речевых расстройств. Был сделан акцент на необходимость комплексного, системного подхода в диагностике речевых нарушений. Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизмы речевых нарушений, возникающих под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий на организм ребенка, что необходимо для выработки стратегии и тактики коррекции речевых расстройств, а также для их предупреждения.

 

Дисфония. Афония

Дисфония и афония подразумевают под собой расстройство голосового аппарата, но между ними есть некоторые отличия. Рассмотрим их подробнее.

Понятие дисфония употребляют тогда, когда у ребёнка наблюдается изменение голосового аппарата, что выражается в хриплости, слабости голоса, в появлении гнусавости.

Разберём подробнее явление дисфонии.

Хриплый голос – это возможный признак воспалённых голосовых связок. Иногда, тяжёлое заболевание может сопровождаться долговременной охриплостью.

Дисфонию могут спровоцировать следующие заболевания:

Заболевание гортани;

Заболевание глотки;

Заболевание языка и полости рта;

Простудные заболевания;

Расстройства психогенного типа.

Кроме перечисленных заболеваний, на расстройства голосового аппарата может повлиять перенапряжение голоса. В период детства причиной раздражения могут стать частые крики и визги ребёнка.

Громкая речь или частый крик постоянные спутники дисфонии.

Негативно на голосовой аппарат ребёнка может повлиять дым от сигарет, загрязнённый воздух или резкий запах.

В отличие от дисфонии, главнейшей причиной афонии можно считать то, что голосовые связки либо смыкаются не полностью, либо не смыкаются вообще.

При афонии полностью отсутствует звучный голос, притом, что шёпотная речь сохраняется.

Речь человека представляет собой шёпот, для которого характерна разная громкость и внятность. Тем не менее, во время кашля имеет место звучный голос.  Кашель сопровождается напряжением шейных мышц, так же напрягается гортань и брюшной пресс, наблюдается покраснение лица.

Афонию могут вызвать:

Острые инфекции гортани;

Хронические инфекции гортани;

Различные изменения голосовых связок.

Время появления данных расстройств не ограничено жёсткими рамками. Она может возникнуть как у взрослых, так и у детей.

Для того чтобы предупредить появление дисфонии и афонии у ребёнка, нужно очень бережно относится к его голосу ещё с дошкольного возраста: регулировать громкость речи, пения.

Большое значение для предупреждения этих заболеваний имеет периодическое посещение врача – оториноларинголога, санация верхних дыхательных путей. В большинстве случаев наличие у ребёнка аденоидов делает носовую полость непроходимой, их удаление также может предупредить воспаление гортани и её последствия.

 

Брадилалия

Речь патологически замедленная, но в то же время координированная, получила название брадилалии.
Брадилалию можно определить как нарушение речевого темпа.
Данная форма нарушения не имеет возрастных границ. Общая психическая заторможенность, деменция, психо-органический синдром могут вызвать брадилалию.

Слабая и средняя степень брадилалии практически не заметна как для ребёнка, так и для окружающих. Если при тяжёлой степени наблюдается нарушение процесса коммуникации, расстройство можно определить как патологическое.
По большому счёту, брадилалию можно считать наследственным нарушением, но на неё также влияют экзогенные факторы (например, интоксикация) и причины психологического характера, в число которых входит воспитание, подражание и т.п.

Брадилалия может проявляться либо в виде самостоятельного нарушения речевого темпа, либо являться частью отдельных форм заболеваний психических, таких как: олигофрения, заболевания центральной нервной системы, опухоли головного мозга.
В виде самостоятельного нарушения брадилалию можно встретить у тех лиц, которые обладают флегматичным и меланхоличным складом темперамента. У жителей северных стран наблюдаются некоторые речевые особенности, похожие на симптомы брадилалии, но для них это обычная форма речи.

Брадилалию сопровождают следующие симптомы:

  • Замедленная внешняя и внутренняя речь;
  • Замедленные процессы чтения и письма;
  • Монотонный голос;
  • Наличие удлинённых пауз между словами;
  • Растянутость в произношении звуков.

Существуют также симптомы неречевого характера:

  • Нарушена общая моторика;
  • Тонкая моторика пальцев рук, лицевых мышц, отвечающих за мимику;
  • Амимичность лица;
  • Медленные, вялые движения.

Часты случаи, когда не резкие формы брадилалии отмечаются у детей после разного рода заболеваний, таких как: менингиты, энцефалиты, травмы головы, заболевания лёгких, желудочно-кишечного тракта в хронической форме, при которых происходит истощение организма и его нервной системы. К перечисленным заболеваниям можно добавить астенические состояния замедляющие процессы возбуждения, значительно снижающие двигательные реакции, вследствие чего речевой аппарат начинает работать медленнее.

Для профилактики брадилалии нужно лечить и предупреждать  наследственные заболевания, нервно-психические нарушения, опухоли мозга, травмы головы и головного мозга. Необходимо заботиться о том, чтобы речь ребёнка развивалась правильно.

Тахилалия

Основным признаком тахилалии является патологически ускоренная речь, не имеющая значительных нарушений в фонетическом оформлении, лексике и грамматическом строе. В то время как речь ребёнка в норме содержит 10-12 звуков в секунду, у ребёнка с тахилалией их насчитывается 20-30.

Такую речь иногда очень трудно понять, даже в том случае если ребёнок правильно произносит все звуки. Часто быстрота высказывания провоцирует повторение слогов, их пропуск, неправильное произношение звуков или целых слов. Но для самого ребёнка это часто остаётся не замеченным.

Для таких детей характерно то, что они всегда торопятся высказаться, порой, не дослушивая собеседника до конца. Активный поток из звуков и слов ребёнок произносит без передышки, не успевая набрать достаточно воздуха в лёгкие.

Быструю и активную речь, дополняют такие же стремительные и порой беспорядочные движения всего тела, эти проявления можно наблюдать даже во сне.

Внимание этих детей неустойчиво, снижен объём памяти. Мысль опережает своё вербальное выражение. Для таких детей характерна раздражительность и вспыльчивость.

Причинами тахилалии могут быть наследственная предрасположенность, подражание. Отклонения обычно возникают в детстве, в большинстве случаев на фоне невроза.

Тахилалия может вызвать заикание, поэтому очень важно своевременно помочь ребёнку в борьбе с этим недугом.

Для лечения тахилалии необходимо провести комплексное медико-педагогическое воздействие. Лечение осуществляется с помощью медикаментозных препаратов, которые помогают затормозить двигательные реакции, тем самым оказывая успокаивающее действие на нервную систему ребёнка. Психолог упорядочивает поведение ребёнка, учит доводить начатое дело до конца и при этом не спешить.

Работа с ребёнком должна проводиться комплексно всеми специалистами: психологом, логопедом, воспитателем. Только тогда можно достигнуть положительного эффекта. Большую роль в этой работе играют родители, которые могут обращать внимание ребёнка на его речь в повседневной жизнедеятельности. Это важно, потому что, когда ребёнку указывают на темп его речи, он может исправить его. Атмосфера в семье также влияет на процесс лечения. Ссоры могут вызвать ускорение темпа речи. Родители должны следить за соблюдением режима и за тем, чтобы ребёнок не перевозбуждался.

Курс лечения может длиться несколько месяцев. В конце работы логопед  рекомендует самостоятельно закреплять полученные навыки.

Заикание

Заикание характеризуется тем, что вследствие возникновения судорожного состояния мышц речевого аппарата нарушается темп, ритм, плавность устной  речи.

Являясь распространённым явлением, оно чаще всего возникает во время усиленного становления речевой функции. То есть заиканию в основном подвержены дети дошкольного возраста.

Заикание не является болезнью, это всего лишь её симптом, т.е. форма проявления расстройства. Однако взрослые люди, родители не имеют достаточно знаний о сущности, предупреждении и процедуре лечения заикания. Они не связывают нарушения устной речи с процессами психического характера. Именно это является причиной формального отношения в обучении и воспитании детей с данным недугом.

По поводу причин заикания учёные спорят до сих пор, но, тем не менее, в данное время выявлены две группы причин. Так называемые предрасполагающие причины и причины производящие.

Начнём с предрасполагающих факторов:

Индивидуальные особенности заикающегося, связанные с нервной системой: повышенная раздражительность, ночные кошмары, эмоциональная напряженность.

Травмы головного мозга, в разные периоды развития, начиная с внутриутробных и родовых травм и заканчивая травматическими и обменно-трофическими нарушениями вызванными детскими заболеваниями.

Наследственные факторы: заикание, переданное по наследству (рецессивный признак), причиной которого является врождённая слабость речевого аппарата. В таком случае, необходимо также учитывать влияние окружающей среды, так как именно ей усугубляется изначальная  предрасположенность человека к заиканию.

Далее рассмотрим вторую группу факторов, которые могут стать причиной заикания у детей:

Общая физическая слабость ребёнка.

Возрастные особенности мозговой деятельности детей; считается, что речевая функция одна из наиболее поздносозревающих и дифференцированных. Соответственно, она более хрупкая и ранимая. Стоит учесть, что созревание речевой функции у мальчиков, происходит гораздо медленнее, чем у девочек, тем самым обуславливая неустойчивый характер нервной системы.

Стремительное речевое развитие с трёх до четырёх лет, развивающееся благодаря общению с взрослыми, влечёт за собой одновременное становление коммуникативной, регулирующей, познавательной функции.

Неэмоциональные, отрицательные контакты в общении ребёнка и взрослого.

Проблемы в общении с окружающими людьми, вызывающие скрытый психический дискомфорт и повышенную реактивность.

Недостаточно хорошо развита моторика, чувство ритма, мимико-артикуляторные движения.

Заикание проявляется по-разному: это может быть назойливое повторение отдельных звуков и слогов, не осознанные остановки и задержки во время речи при сопутствующих судорогах речевого аппарата. Судороги являются характерным признаком заикания, по которому его можно без труда распознать.

Они могут отличаться частотой, местом поражения и длительностью. Тяжесть данного заболевания определяется именно характером судорог, сопровождающих его. Ребёнок не может точно и ясно разговаривать, вследствие сильного напряжения органов, участвующих в произношении.  Изменению подвержен также голос говорящего ребёнка, он отличается неуверенностью, слабостью и хриплостью.

Всё это в совокупности рождает страх перед речью. Ребёнок начинает волноваться, предвосхищая своё заикание. У него появляется неуверенность в себе, отсутствие желания говорить.

В детском коллективе ребёнок болезненно и живо ощущает разницу между собой и другими детьми. А смех сверстников, ругань и замечания взрослых по поводу не правильной речи заставляет детей закрываться, уходить в себя, строить свой собственный мир. Появляется пугливость, раздражительность, развивается чувство неполноценности, всё это ещё больше усугубляет недуг ребёнка.

В некоторых случаях нарушения в психологической сфере имеют такую яркую выраженность, что прежде чем исправлять заикание, нужно серьёзно работать над исправлением и регулированием поведения.

Заикание у детей провоцирует нарушения в координации движений. Это может выражаться, как в неумении расслабиться, т.е. в двигательном беспокойстве и общей расторможенности, так и в угловатости и скованности. Именно это качество заставляет заикающихся детей избегать ручного труда, в котором требуются тонкие движения пальцев.

Так как заиканию подвергаются дети со слабым иммунитетом, они в большей степени подвержены заболеваниям простудного характера, нарушениям сна и аппетита.

В разные сезоны, в течение года заикание ведёт себя по-разному. Осенью и зимой оно усугубляется, а летом и весной его проявления наоборот сглаживаются. Также на данное заболевание влияет и смена обстановки. В не знакомой среде волнение ребёнка усиливает заикание. Ну и конечно вид деятельности также важен для заикающихся детей. Например, в детском саду, на занятиях по труду ребёнок будет чувствовать себя гораздо уверенней, чем на занятиях по развитию речи.

Продолжая тему занятий, можно отметить, что в утреннее время заикание проявляется менее грубо, чем в вечернее, поэтому занятия желательно проводить утром, пока дети ещё не утомлены.

Дети, страдающие этим недугом, заикаются не всегда. Заикание проявляется минимально, когда ребёнок находится один, во время пения и чтения стихов, пересказа заученного рассказа.

Существуют различные методы лечения заикания, различающиеся лишь средствами, которыми воздействуют на заикающегося ребёнка.

Лечебные;

Педагогические;

Сочетание лечебного и педагогического метода.

Одним из эффективных педагогических методов являются занятия ребёнка с логопедом. Но занятия с логопедом не являются достаточным методом лечения заикания. Для преодоления данного дефекта необходимо комплексное лечебно-педагогическое воздействие на заикающегося ребёнка.

Обобщая изложенные факты, мы можем сделать вывод о том, что лечение заикания должно проходить в комплексе, т.е. воздействовать нужно на личность ребёнка в целом, а не только на его речь.

 

Дислалия

Дислалия характеризуется нарушенным звукопроизношением, при сохранном слухе и иннервации артикуляционного аппарата.

Ребёнок, страдающий этим недугом, не произносит некоторые звуки вообще, сильно их искажает, либо заменяет их другими звуками.

Дислалия может быть:

Органическая – появляется при органических дефектах периферического речевого аппарата. Это, например, укороченная уздечка (подъязычная связка), аномальное строение нёба, модифицированное строение челюстей.

Функциональная – неправильное звукопроизношение, при котором дефекты в строении артикуляционного аппарата отсутствуют.

Причинами дислалии функциональной у детей могут стать:

Неправильное общение с ребёнком в семье.

На первый взгляд безобидное общение с ребёнком в его же манере (сюсюканье), кажется довольно милым. Но в тоже время таит в себе множество скрытых изъянов в области формирования и становления речи маленького ребёнка.

Общение с детьми, имеющими дефекты в произношении и последующее подражание им.

Маленькие дети, у которых ещё не сформировалось правильное произношение, могут оказаться объектом для подражания. Следовательно, ребёнок перенимает речевые ошибки, которые становятся основой для появления дислалии.

Воспитание в семье, для которой характерно двуязычие.

Общение на двух языках с самого раннего возраста, может привести к тому, что ребёнок будет заимствовать из одного языка и переносить в другой различные особенности произношения.

Неразвитый фонематический слух.

Очевидно, что если ребёнок плохо дифференцирует звуки, которые отличаются тончайшими признаками акустического характера, развитие его звукопроизношения будет задерживаться.

Педагогическая запущенность.

Взрослый должен внимательно относиться к речи ребёнка: исправлять ошибки в его звукопроизношении; правильно и чётко произносить все звуки, чтобы ребёнок видел перед собой правильный образец; заострять внимание на правильном произношении всех звуков.

Органы речевого аппарата обладают малой подвижностью.

Неумение ребёнка ставить язык в необходимое положение и моментально менять одно движение на другое, будет нарушать процесс развития правильного звукопроизношения.

Отклонение умственного развития ребёнка от нормы.

Любые нарушения в психическом развитии ребёнка, могут повлечь за собой появление дислалии.

Речь ребёнка дошкольника развивается очень интенсивно. Именно в этом возрасте она обладает наибольшей пластичностью и податливостью. Благодаря этому справиться с дислалией можно легче и быстрее.

Дизартрия

Нарушения в произносительной стороне речи, вызванные органическим поражением центральной нервной системы, носят название дизартрия.
Признак дизартрии, который отличает её от других нарушений в произношении, выражается в том, что расстроена вся произносительная сторона речи, а не только отдельно взятые звуки.
Речь ребёнка, страдающего дизартрией, не разборчива, произношение всех звуков смазано. Обычно, голос у детей с данным нарушением слабый и тихий, но бывает и резкий; отмечается нарушенный ритм дыхания; речь перестаёт быть плавной, темп становится ускоренным или замедленным.

Формы дизартрии разные, и каждая обладает своими особенностями.

Бульбарная дизартрия. Для неё характерен паралич либо парез мышц глотки, языка, гортани и мягкого нёба. Ребёнок плохо глотает пищу, как твёрдую, так и жидкую, затрудняется в её пережёвывании. Голосовые складки и мягкое нёбо не обладают достаточной подвижностью, что приводит к слабости голоса. Выдыхаемый звук свободно проходит через нос, отсюда носовое произношение. Парез мышц языка вызывает множественные нарушения в произношении звуков. Ребёнок говорит невнятно, медленно.

Подкорковая дизартрия. У ребёнка нарушается мышечный тонус и появляется гиперкинез, т.е. насильственные, бессознательные движения, которые ребёнок не может контролировать. Такие движения можно наблюдать в спокойном состоянии, усиление их происходит в процессе речи. Правильная речь ребёнка может сменяться внезапной пропажей голоса. Дети могут говорить очень быстро или,  медленно, монотонно, с паузами. Данная форма дизартрии отличается тем, что у ребёнка нарушена сторона речи, которая отвечает за темп, ритм и интонацию.

Псевдобульбарная дизартрия. Является следствием органического поражения мозга в разные периоды развития. Псевдобульбарная дизартрия имеет лёгкую, среднюю и тяжёлую степени сложности.
У всех детей с этим видом дизартрии искажённое произнесение звуков, притом, что количество слогов и их ударность они сохраняют. Особую трудность для детей представляют слова, со стечением согласных. При произнесении один согласный выпадает, например, белка – бека. Иногда дети  используют уподобление слогов: ножницы – носисы.

Отдельно мы рассмотрим стёртую дизатрию. Так называется лёгкая форма дизартрии. Часто её трудно выявить, отличить от других речевых нарушений.
Эта форма дизартрии может совсем не сопровождаться явными двигательными расстройствами. Она может быть у тех детей, которые подверглись воздействию неблагоприятных факторов  в разные периоды развития (пренатальный, натальный, ранний). Например, родовые травмы, перенесённые инфекционные заболевания в младенчестве, токсикоз во время беременности и т.д.
Дети со стёртой формой дизартрии не выделяются среди других детей, но всё равно имеют некоторые особенности. Они неясно говорят и не отличаются хорошим аппетитом, им сложно жевать. У таких детей трудно воспитать культурно-гигиенические навыки, в которых задействованы точные движения разных групп мышц. Также у них плохо развита общая моторика, в частности мелкая моторика рук, поэтому они не любят шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы.

Для устранения дизартрии необходимо разрабатывать органы артикуляции: исправлять звукопроизношение, делать артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, работать над выразительностью речи, сформировать речевое дыхание и голос и т.д.
Массаж при дизартрии имеет большие возможности в работе по устранению данного нарушения. Воздействие механического характера может изменить состояние мышц и нормализовать звукопроизношение.
Логопедическая работа при всех формах дизартрии сложная, систематичная и многоплановая. Для достижения положительных результатов, с ребёнком должны работать не только родители, но и специалисты.

Алалия

Алалия это одна из наиболее тяжёлых форм нарушений речи. Речь ребёнка с алалией не формируется без посторонней квалифицированной помощи. Но одной такой помощи будет недостаточно. Родители также должны принимать активное участие в логопедической работе, а для этого нужно как можно больше узнать о данном нарушении.

Что в первую очередь нужно знать родителям ребёнка об алалии?

Алалией обычно называют отсутствие речи (частичное или полное) при сохранном общем слухе, вызванное поражением речевых зон головного мозга или их недоразвития, как во внутриутробном, так и в раннем периоде развития.

Самый характерный симптом алалии, который могут заметить взрослые, это  задержка развития речи. Алалия у детей проявляется в младенческом возрасте: позже появляется лепет, гуление, произнесение слов, формирование фраз. Может создаваться ощущение, что ребёнок «застревает» на прошлых этапах развития речи и дальше не двигается.

Очень медленно идёт пополнение словарного запаса. Ребёнок при алалии строит фразу с трудом и неправильно. Также, ребёнок может переставлять буквы в словах, сокращать их, заменять один звук другим. Иногда встречаются дети, у которых есть собственная речь, не понятная окружающим людям.

Различают 2 вида данного нарушения: моторная алалия и сенсорная алалия.

При моторной алалии ребёнок понимает обращённую к нему речь полностью или практически полностью. Но затрудняется в выражении собственных мыслей и эмоций. Причиной являются затруднения в овладении грамматической структурой языка и маленький словарный запас.

Абсолютно противоположная ситуация возникает у детей с сенсорной алалией. Ребёнок затрудняется в понимании чужой речи. Плохо соотносит слова с их смыслом. Однако процессы формирования речи у детей с сенсорной алалией абсолютно сохранны.

При наличии серьёзных проблем с восприятием устной речи, у ребёнка сильно снижается способность к обучению, что может вызвать задержку в умственном развитии.  Лечение алалии должно начинаться с полного обследования ребёнка. Это нужно для более точного выявления степени поражения головного мозга. Лечение данного заболевания проводится при совместном участии педиатра, логопеда и невролога.

Комплексное лечение включает витаминотерапию, средства, которые влияют на обмен веществ в головном мозге, а также систему логопедических упражнений.

Широкие возможности при лечении алалии имеют наглядные материалы, применяющиеся также и в домашних занятиях с ребёнком.

Ринолалия

Ринолалия это такое нарушение произношения звуков, которое характеризуется трансформацией голосового тембра, т.е. появлением гнусавости (звуки произносятся в нос).

Главным симптомом ринолалии у детей считается появление гнусавости в произношении ребёнка. Нарушено произношение как гласных, так и согласных звуков.

Ринолалия у детей бывает органическая и функциональная.

Если у ребёнка изначально присутствуют дефекты сращения верхней губы или нёба, имеются полипы, опухоли носоглотки, искривлена перегородка носа или увеличены аденоиды, говорят об органической ринолалии.

Функциональная ринолалия отличается тем, что у ребёнка нет врождённых дефектов, но мышцы мягкого нёба очень слабы. Причиной этому могут стать частые воспалительные заболевания, последствия удаления аденоидов, нарушение функций нервной системы.

Также ринолалия может быть открытой, закрытой и смешанной.

Ринолалия считается открытой в том случае, если в разговоре воздух проходит одновременно через нос и рот. У детей нарушена артикуляция и появляется носовое произношение всех звуков. Такая форма ринолалии появляется в основном вследствие врождённых дефектов нёба, т.е. расщелин. Расщелина частично соединяет полость рта и носа, не позволяя правильно образовываться звукам.

В том случае если воздух проходит только через рот, ринолалия уже считается закрытой. При такой форме ринолалии у детей нарушена артикуляция и акустическая характеристика звуков носового произношения: м, н, м’, н’, а также страдает голосовой тембр.

При смешанной ринолалии носовой резонанс понижается, а тембр голоса становится назальным.

Как только дефекты подобного рода становятся заметны у ребёнка, его необходимо тщательно обследовать для выяснения причины изменения тембра.

При наличии изъянов в строении верхней челюсти и носоглотки, лечение ринолалии проводится совместно с хирургами, которые корректируют и устраняют данное нарушение. Только после преодоления этого этапа можно начинать исправлять дефекты речи.

Очень важно, чтобы неправильное строение органов, участвующих в образовании речи, было устранено как можно быстрее. В зависимости от формы нарушения выделяют самые подходящие периоды для их устранения. Например, расщелина верхней губы оперируется начиная со второй недели жизни и до года, а «волчья пасть» (расщелина твёрдого нёба) лечится до 5 лет.

Раннее устранение нарушений органов речи позволит ребёнку прощё и лучше усвоить правильное произношение звуков.

Афазия

Афазией называют речевое расстройство, при котором у ребёнка  распадается уже сформированная речь.

Афазия возникает из-за поражения корковых речевых областей левого полушария головного мозга, вследствие кровоизлияния в коре головного мозга, черепно-мозговых травм, сбоев в работе сосудов головного мозга. Афазию могут спровоцировать и те виды заболевания крови, при которых ухудшается её свёртываемость. В некоторых случаях афазия является осложнением после воспалительных заболеваний мозга, при этом к речевому расстройству прибавляется снижение интеллекта и нарушения в поведении. Заметим, что иногда афазия сопровождает такую болезнь как эпилепсия и является её дополнительным симптомом. Это явление получило название синдром Ландау – Клефнера.

Подозрения на афазию может вызвать распад речи у ребёнка, который до трёх лет имел хорошо сформированную речь. В том случае, если ребёнок ещё не начал говорить, а распад речи имеет место, можно говорить о смешении афазии и алалии.

Выделяются два типа афазии: моторная и сенсорная афазия.

Моторная афазия характеризуется тем, что ребёнок частично или полностью утрачивает навык произношения, т.е. происходит разрушение собственной речи. В большинстве случаев некоторые слова всё же сохраняются, и ребёнок пытается строить из них простые предложения, не отличающиеся разнообразием. У больных афазией преобладает речь, получившая название «телеграфная». Такая речь характеризуется преобладанием неопределённых глаголов и имён существительных. Ребёнок искажает и переставляет звуки в словах, заменяет их похожими, либо пропускает.

Ребёнок с сенсорной афазией при абсолютно сохранном слухе не понимает обращённую к нему речь. Сходные звуки, слоги и слова ребёнок либо не различает, либо принимает за шумы.

Моторные и сенсорные центры речи, находящиеся в коре головного мозга анатомически связаны друг с другом, поэтому у детей афазия часто бывает смешанной – сенсорно-моторной.

У дошкольников, в отличие от взрослых, могут быть только эти два вида афазии, который были нами рассмотрены. Это можно объяснить тем, что речь ребёнка имеет более низкий уровень, чем речь взрослого. Чем младше ребёнок, тем меньше у него продуктивных симптомов афазии. Незрелая речевая функциональная система и другие высшие психические функции, связанные с речью у детей дошкольного возраста не дают большого многообразия проявления данного заболевания.

Афазия включает в себя несколько составляющих, это, прежде всего расстройство речи и речевого общения, сбои в работе других психических процессов, трансформация личности, личностная реакция на болезнь.

Дети, страдающие афазией должны наблюдаться у невролога. Чем раньше ребёнок начнёт систематически заниматься с логопедом, тем большее шансов будет на выздоровление. Такая систематическая работа над всеми сторонами речи, учитывающая специфику нарушения, необходима для успешного лечения афазии. Также логопед поможет мамам профессиональным советом по работе со своим ребёнком. Так как при лечении речевых расстройств, именно родители имеют максимум возможностей для коррекции речи детей в домашних, естественных условиях.

При афазии всегда есть проблемы с письменной речью и чтением, что значительно затрудняет процесс обучения. Занятия общеразвивающего характера с детьми, страдающими афазией, проводятся по специально разработанной программе индивидуально.

 

Ваш email не будет опубликован.