Формирование активного словаря

Опубликовано: 25-11-2017

Успешность взаимодействия ребёнка с окружающими его детьми и взрослыми во многом зависит от того, насколько ясно он умеет излагать свои мысли. Наша задача — снабдить его, как можно более богатым словарным запасом. Развитие словарного запаса ребёнка – это целенаправленный процесс, задача которого — обогащение словаря детей за счёт незнакомых или трудных для понимания слов.

Весь словарный запас ребёнка можно разделить на две большие части – это активный словарь  и пассивный. Активный словарный запас ребёнка – это те слова, которые он не только понимает, но и использует в своей речи регулярно. Пассивный словарь – это те слова, значение которых ребёнок понимает, но не применяет эти слова в своей повседневной речи. Таким образом, основная задача словарной работы с дошкольниками будет заключаться в обогащении пассивного словаря детей и его активизации.

Содержание словарной работы включает в себя лексику  необходимую для общения, для удовлетворения своих потребностей, для познания окружающего мира и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети должны усвоить: названия посуды, игрушек, предметов гардероба (обувь,одежда, головные уборы), мебели; названия растений, животных, птиц, которые находятся в непосредственном окружении ребёнка и он их может наблюдать, явлений природы;  слова, обозначающие труд людей, праздники, традиции; слова, обозначающие чувства, эмоции, переживания, черты характера;  лексику, обозначающую пространство, время и количество, форму.

У современных родителей большим успехом пользуются различные «школы развития» и тому подобные заведения, но следует помнить, что развитие ребёнка продолжается каждую минуту его жизни, а не только во время занятий.  С самого рождения необходимо разговаривать с малышом, постоянно комментировать свои действия и действия  ребёнка. В словарной работе до года важную роль играет устное народное творчество: потешки, прибаутки, приговорки, короткие стишки. Эти  произведения способствуют обогащению словаря детей. Слова в них не только повторяются, но и оказывают на ребёнка эмоциональное воздействие, поэтому быстро запоминаются.

Подражание — основной способ развития речи у маленького ребенка. Именно поэтому речь взрослого должна служить образцом правильности произношения, ударения, использования грамматических норм.

После года применяются различные методы для расширения словарного запаса ребёнка. Первым таким методом является метод наблюдения. Наблюдать с малышом можно за чем угодно. Осматривать помещения, в которых вы бываете (свои комнаты, комнаты в гостях, помещение в детской поликлинике и т.д.), наблюдать за различными явлениями природы, за животными, птицами, насекомыми и т.д. Главное в этом процессе комментировать всё происходящее. Необходимо называть отдельные ощущения, которые испытываете вы, и которые испытывает ребёнок. Наблюдения должны быть интересны  ребёнку, не следует заставлять его наблюдать за чем-либо, если он этого не хочет. Во время наблюдения не следует перегружать внимание ребёнка мелкими деталями. Так как ребёнок познаёт мир разными анализаторами, необходимо подключать их в том количестве, в котором это возможно (разрешите ребёнку потрогать предмет, за которым вы наблюдаете, если это возможно).

С конца первого года для развития пассивной и активной речи можно использовать следующий метод — рассматривание картинок; сначала показывать картинки, изображающие отдельные, хорошо знакомые ребенку предметы, называть их и предлагать ему повторить название. Когда малыш научится узнавать изображение на одной картинке, добавить вторую, показать одновременно две картинки. Пусть он выберет одну из них и назовет ее. Постепенно увеличивать количество картинок до 6-8. После этого можно использовать картинки, изображающие понятные ребенку действия: купание, кормление и т.п.

Ещё один метод по обогащению детского словаря – чтение детям художественной  литературы.

С двух лет ребёнок начинает понимать контекстную речь (смысл рассказов, сказок). Когда Вы читаете ребёнку произведения художественной литературы, Вы произносите одни и те же слова в разных сочетаниях, в разных контекстах. После трёх лет по ходу прочтения важно задавать ребёнку вопросы по поводу прочитанного, тем самым вы  активизируете словарный запас ребёнка. Главное, чтобы эти вопросы были непринуждёнными, а ребёнку было интересно на них отвечать. Очень важно подбирать литературу, соответствующую уровню развития ребёнка. Кроме того, во многих литературных произведениях встречаются слова непонятные для детей, важно объяснить значения всех непонятных слов .

Следующим методом словарной работы будет рассматривание игрушек.

Чаще всего этот метод используется для активизации словаря детей. Особое значение в использовании этого метода имеет кукла. Эта игрушка подходит как для мальчиков, так и для девочек. В лексикон ребёнка входит название частей тела, одежды, обуви, посуды, предметов мебели, предметов гигиены — практически весь бытовой словарь. Детей старшего дошкольного возраста знакомят и с материалом, из которого сделана игрушка или её части, поэтому важно в доме иметь игрушки из разных материалов и разной фактуры. Также в старшем дошкольном возрасте  дети осваивают обобщающие слова. Лучше всего обогащать детский словарь обобщающими словами через игру. Например, устроить для любимой куклы или любимого зайки день рождения. И в процессе этой игры подумать, как поставить мебель, какую одежду надеть, какую посуду поставить на стол, из каких овощей и фруктов приготовить угощение и т.д. Игра — основной вид деятельности детей. С помощью игры развиваются мышление, внимание, память, речь — высшие психические функции ребёнка.

Для расширения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста мы будем использовать дидактические игры.

Всегда откликайтесь на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общаться. Поддерживайте интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте свои слова – перевертыши.

Для обогащения словаря предлагаются следующие игры:

«Подскажи словечко».

Взрослый начинает фразу, а ребенок  заканчивает ее.

-Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.) Примеры вопросов:

Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы?

«Кто как передвигается?».

Кто летает, кто плывет,

Кто ползет, а кто идет?

Летают (птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки …).

Плавают (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы …).

Ползают (змеи, гусеницы, черви …).

Прыгают (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы …).

«Что делают эти животные?».

Собака(стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит…).

Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается).

Взрослый называет слово, а ребенок подбирает слово с противоположным значением.

Добрый(злой), вежливый (грубый), аккуратный (неряшливый), высокий (низкий), узкий (широкий), толстый (тонкий), длинный (короткий), красивый (безобразный), чистый (грязный), умный (глупый), глубокий (мелкий), вперед (назад), верх (низ), вправо (влево), день (ночь), друг (враг) и т. д.

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня…).

Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, шнур…).

Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…).

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…).

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь…).

Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…).

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожное, торт, вафли…).

Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка…).

Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголка, елка, проволока…).

Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, …).

Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка…).

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей…).

 

Учите детей понимать и объяснять смысл поговорок, а также употреблять их в речи.

 

 

 

 

Ваш email не будет опубликован.